Санкт-Петербург,
Выборгское шоссе, дом 13
Ежедневно с 10:00 до 21:00
«Азбука Вкуса» - 24 часа
График работы комплекса:
1 этаж: с 10:00 до 22:00
2-3 этаж: с 11:00 до 21:00
Азбука Вкуса: 24 часа
SABAI SABAI: c 11:00 до 23:00
Twiggy: с 12:00 до 01:00
Prestige Fitness: пн-пт с 7:00 до 23:00,
вых. c 9:00 до 22:00
Ежедневно с 10:00 до 21:00
Азбука Вкуса: 24 часа.
полное расписание
Связь человека с местом его обитания загадочна, но очевидна. Мы, изучив множество публикаций и упоминаний о музыкальном вокзале Озерки, хотим рассказать вам, его историю.
Слово «Вокзал» (Воксал) известно с 17 века. Слово происходит от названия парка Воксхолл Бридж (Vauhall Bridge ) в городке Ламбет близ Лондона, где в 1661 был разбит сад с эстрадой. Во время гуляний там давались концерты, театральные представления, танцы, фейверки. Владелицей парка была Джейн Вокс, отсюда и Воксхолл.
В Россию в 1710 году Петр 1 ввел слово «Воксал» в бытовой обиход в значении «загородная территория для развлечений, где звучит музыка».
Слово Вокзал (Воксал) в привычном для нас смысле стало использоваться после успеха Павловского и Озерковского Вокзалов, к которым была проложена железная дорога.
Чрезвычайно известной истории Павловского музыкального Вокзала вторит история Музыкального Вокзала Озерки, возникшего здесь между двух озер в 1877 году и имевшего успех, не меньший чем Павловский. Высший свет сюда не приезжал, но в «Шуваловскую Щвейцарию» стремились из Петербурга многие известные люди, имена которых остались в истории навсегда. Этот Концертный, а позднее и Театральный залы привлекали сюда лучших антрепенеров для организации концертов и спектаклей, и специальные поезда привозили и увозили модную Петербургскую публику.
История Музыкального Вокзала Озерки на сегодняшний день не изучена музыковедами, но упоминается в работах исследователей местности.
Наиболее значимые работы:
Упоминания о музыкальном Вокзале Озерки также присутствует в следующих работах: Алянский Ю.Л. «Увеселительные заведения старого Петербурга» , СПб, 2003, Бауров К.А. «Репертуары цыганских хоров старого Петербурга, СПб, 1996, Бенуа Л.Н. «Записки о моей деятельности» Невский архив. Спб, 1993,
Блок А.А. «Записные книжки», М 1965 Рыбакова, Ю. Комиссаржевская, Л,1971, Орлов В.Н. «Александр Блок в Петербурге», Л,1980, Свешников В.Н. «Бывшая дачная местность Озерки – Шувалово в XIX –XX вв.» Петербургские чтения к юбилею города СПб,1992, Щербатов «О постройке нового театра в Озерках». Нива, 1880, №35, а также в архивных материалах журналов и газет, выходивших в период 1877 – 1899 г.г. в том числе Нива, Петербургский листок, Зодчий, Петербургская газета и др.
Культурный Центр «Вокзал. Озерки» и сегодня продолжает вести архивную работу для нахождения новых фактов, связанных со знаменитой историей этой местности.
1. 1877 год – организация «Товарищества на паях для устройства дачных помещений в Шувалово» Его правление выкупает у наследников графа Шувалова майоратные земли с высочайшего разрешения Александра II. Товарищество разрабатывает комплексный проект нового современного загородного поселка вблизи Петербурга. Главный инициатор – Дмитрий Васильевич Стасов (cын известного русского зодчего Василия Петровича Стасова). Дмитрий Васильевич Стасов считался одним из лучших адвокатов России тех лет. Он также был известен как блестящий пианист, эрудированный музыковед, литератор и знаток живописи. Среди его друзей были М.И. Глинка, М.А. Балакирев, А.С. Даргомыжский , Г. Берлиоз, Р. Шуман и многие другие.
Успех Павловского Музыкального Вокзала вдохновил Дмитрия Васильевича и правление Товарищества на инициацию проекта создания Большого концертного зала – «Музыкального Воксала», расположенного на Брусничной горе между двух Суздальских Озер, «Интерлакене». «Музыкальный Воксал», с окружавшим его небольшим садом был назван «Озерки». Название «Озерки», начиная с 1877 года, распространилось на всю дачную территорию от Среднего Озера до Поклонногорской улицы.
2. Здание Воксала было построено инженером Г.С. Войницким. Первый этап строительства был завершен в течение трех месяцев и торжественно открыт 1 июля 1877 года. Существует публикация объявления в «Новом Времени» в разделе « Театры и Зрелища»: «В понедельник 15 августа, Озерки (Шувалво). Бенефис оркестра. Будут исполнены произведения Бетховена, Мендельсона, Вебера, Глинки, Серова, Листа, Гольбермана, Рихтера, Кюи и др. Начало в 7 часов»
Оркестр под управлением В.И. Главача (35 музыкантов). При открытии музыкального вокзала в Озерках собралось более 2000 человек местных дачников и гостей. После Штрауса в Павловском Воксале приглашенный капельместер Главач, повторит Озерковскую программу.
За 2 года работы музыкального вокзала в Озерках он приобрел такую популярность, что Товарищество принимает решение расширить и перестроить основное здание вокзала. После перестройки он стал располагать большим концертным залом на 600 зрителей в партере и 1400 на хорах.
Огромной популярностью у публики по –прежнему пользовались симфонические концерты оркестра, возглавляемого дирижером и композитором Войтехом Ивановичем Главачем. Также выступали симфонические оркестры под управлением капельмейстеров Германа Флигге (дирижера придворного оркестра), написавшего вальс «Мелодии Озерков», Келлера и других дирижеров. Здесь же проходили вечера камерных ансамблей отечественных и зарубежных музыкантов, хоровые выступления музыкальных коллективов Архангельского, Агренева –Славянского, Крапивницкого и цыганского хора Соколова.
Известно, что слушать музыку в Озерки приезжали Чайковский, Глазунов, Н.Г. Рубинштейн.
В газетах того времени довольно часто появлялись объявления о симфонических концертах.
1880 год популярный журнал « Нива» статья «Гулянье близ Финляндской железной дороги» :
«Оркестр здесь прекрасный, не хуже Павловского ни в коем случае, и велся первые годы известным Главачем, а ныне управляется г. Флигге, талантливым капельмейстером и композитором. В дни симфонических концертов тысячная, весьма приличная публика наезжает сюда из столицы».
3. Популярность росла . Здание Вокзала было несколько удалено от ж/д станции Шувалово (около 12 минут ходьбы) поэтому Товарищество и Финляндская железная дорога возвели здесь специально ж/д платформу « Озерки», которая соединяется с концертным залом крытой галереей».
4. 1881 год молодой архитектор Леонтий Николаевич Бенуа перестроил концертный зал в театр «с устройством ложи и сцены». В нем стали ставить спектакли всех жанров от комедий до классических опер. Театр в Озерках стал настолько популярен, что в нем регулярно выступали не только русские, но и европейские знаменитости. На их концерты в озерковский «интерлакен» съезжался весь Петербург — светское общество столицы, богема и средние слои населения.
Высокая репутация вокзала стала надежной рекомендацией на большую сцену его дебютантам М.Г. Савиной, К.А. Варламову, В.Ф. Комиссаржевской и Е.М. Грановской.
В числе ведущих исполнителей ролей в спектаклях были М.М. Петипа, И.В. Самарин, Р.Б. Аполлонский , М.В. Дальский, В.Н. Давыдов. Гастролировали М.Н. Ермолова, А.П. Южин, Ф.П. Гарев.
Брошюра 1889 год из серии «спутник дачника по Санкт – Петербургу и его окрестностям» –
« …Полной распорядительницей театра и сада в Озерках уже четвертый сезон является В.А. Линская – Неметти, талантливая и опытнейшая антрепенерша Петербурга…»
Курсируют специальные театральные поезда.
5. 23 года жизни и 21 год блистательной жизни Музыкального Вокзала!
24 сентября 1900 года здание музыкального Вокзала сгорело. Здание не было восстановлено в прежнем объёме впоследствии.
Но «Русская Швейцария» — так называли эту местность продолжала звучать в истории. Здание театрального и концертного зала было построено вновь, и пусть слава его уходила в прошлое, музыка, когда–то здесь звучавшая, продиктовала:
Еще больше интересной информации о Музыкальном вокзале ОЗЕРКИ в группе ВКонтакте
подпишитесь на нашу рассылку и
будьте в курсе актуальных скидок и акций