Санкт-Петербург,
Выборгское шоссе, дом 13
Ежедневно с 10:00 до 21:00
«Азбука Вкуса» - 24 часа
График работы комплекса:
1 этаж: с 10:00 до 22:00
2-3 этаж: с 11:00 до 21:00
Азбука Вкуса: 24 часа
SABAI SABAI: c 11:00 до 23:00
Twiggy: с 12:00 до 01:00
Prestige Fitness: пн-пт с 7:00 до 23:00,
вых. c 9:00 до 22:00
Ежедневно с 10:00 до 21:00
Азбука Вкуса: 24 часа.
полное расписание
МИХАИЛ ШЕМЯКИН — ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ЗАПУСКАЕТ «МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ» ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЫШИТ В ЕГО КАТАЛОГЕ ЖИЗНИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КАРТИНЫ, СКУЛЬПТУРА, БАЛЕТ, ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КНИГИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ. МАСТЕР, КОТОРЫЙ ВЫЧЕРКИВАЕТ ИЗ ВСЕХ ИНТЕРВЬЮ «ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК», СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ЯВЛЯЕТ СИМВОЛ ГЕНИЯ И ОБРАЗЦА ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.
Михаил Михайлович, Вы дали множество интервью, но интерес к Вашей персоне не угасает. На какие вопросы Вам было бы интересно ответить?
Не часто задают вопросы о системе образования. Я ведь фактически большую часть своей жизни прожил за границей. Уже прошло пятьдесят два года, как меня выслали из Советского Союза. Из них тридцать лет прошли в Америке. И я всегда говорил о том, что интересно сделать фильм об американском образовании.
Мы с Сарой жили в нескольких часах езды от Нью-Йорка, но рядом с нами располагались замечательные университеты, которые имели собственное собрание скульптур, картин. Можно было брать на вооружение, для того чтобы улучшить российское образование. Хотя в Советском Союзе, образование было построено на самом высоком уровне. Многие американские социологи писали об этом. И это признавалось во всем мире. А после развала Союза с образованием у нас в России довольно туговато.
Я считаю, что одна из основных трагедий России, последствия которой мы до сих пор испытываем — это мгновенный развал Советского Союза, громадного организма со своими недостатками, но и с очень большими достоинствами. Важно обратить внимание на необходимость поднятия образования. Образование и культура являются лицом любого государства, нации. Поэтому, когда мне Путин подарил помещение для моей мастерской в Петербурге, мы с Сарой ни дня им не воспользовались — я не могу принимать такие подарки. Мы решили превратить его в образовательный центр, который уже более двадцати лет ведет работу, помогая молодежи и детям. У нас есть детские программы, научные выставки. Жаль, что сейчас Фонд остался без финансовой поддержки от Комитета по культуре Санкт-Петербурга, но я благодарен, что до этого она была регулярной. Надеюсь, что ситуация наладится, и Фонду снова будет оказываться необходимая помощь.
В настоящее время, благодаря новым технологиям, можно все наши программы запускать в глубинки России. Мне довелось побывать в Новосибирске и в Красноярске. Там очень талантливая молодежь. К сожалению, у них не всегда есть возможность посетить музеи Петербурга, Москвы, получить нужное образование. Поэтому я создал в России
проект «Воображаемый музей Михаила Шемякина», чтобы многое из наших исследований стало доступно.
Михаил Михайлович, не планируете возобновить разработанную Вами уникальную программу обучения, которую Вы реализовывали со студентами академии им А. Л. Штиглица?
Мы дорабатываем материалы для большой книги под названием «Шесть лет преподавания» с ассистентом Александром Ходюком, который занимался академической программой с моими студентами. Я же вел свою авторскую, более странную, необычную, так называемую «метафизическую программу».
Академия им. А. Л. Штиглица предложила мне снова преподавать. Но денег на этот курс не нашлось. До этого я сам вкладывал деньги в эксперимент с обучением студентов. Будем надеяться, что если у государства появятся деньги или найдутся меценаты, которые поймут, что нужно инвестировать в этот проект, сможем двигаться дальше. Но надо торопиться, потому что я не в юношеском возрасте, и нужно использовать то время, в котором я еще могу довольно бодро действовать и преподавать.
Где Вы черпаете энергию для вдохновения?
Мы с Сарой слушаем песни, которые нас взбадривают и направляют. Я, например, вырос на знаменитой песне «Оставайтесь друзья молодыми, никогда-никогда не старейте душой», Сара же была посвящена в это позже. Многое мне досталось из того времени, в том числе, сложная жизнь, которая научила меня отражать удары. Это описано в моей автобиографии, которая вышла в декабре прошлого года. Просто нужно научиться не стареть.
В чем секрет такой крепкой семьи?
Сара не просто моя супруга, Сара — боевой товарищ, боец. Она знает очень много того, что женщины должны были бы знать. Она великолепный писатель, эссеист, владеет языками. Самое главное — это ее невероятная трудоспособность. Сара похожа на американок из фильмов о том, как завоевывали Дикий Запад. То есть, с винтовкой в руках, в фургоне. Вот такая у меня Сара.
У Вас есть памятник «Дети — жертвы пороков взрослых», главный из которых — безразличие. Почему Вы так считаете?
Безразличие является одним из самых главных пороков
— если мы безразлично относимся к несправедливости, которая происходит в обществе, в семье, равнодушны к природе. Я думаю, что безразличие к своим недостаткам — одна из основных трагедий человека. Я мало верю в то, что в душах сегодняшних верующих людей по настоящему горит желание приблизиться к Богу. Приобщение к Богу — прежде всего анализ самого себя, покаяние, которое, к сожалению, не наблюдается. Как говорил Солженицын, «после всего, что было совершено, пока не покаялась Россия, счастья там не будет». Но большого покаяния не произошло. Это и есть элемент безразличия. Покаяние происходят в основном даже не из-за веления разума, а из-за порывов души и сердца. Когда душа молчит, прощает свои грехи, это и есть бесчувственность к самому себе. И это ведет к потере человеческого образа.
Если художник рисует что-то, но безразлично, равнодушно — получилось, не получилось — поехали дальше, это ведет к потере профессионализма, делаются вещи, которые не должны появляться на свет Божий. В грехе безразличия много планов — от крошечных до крупных. И каждый крошечный план — трагедия для индивидуума. Поэтому этот порок один из сложных и страшных грехов, и именно он и стал основным в памятнике, который заказал мне мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков.
В своей книге пишите, что у Вас наследственный нос. Какой запах может заставить Вас улыбнуться?
Это сложный вопрос. Чтобы мой нос заставил меня улыбнуться, запах должен состоять из какого-то особого коктейля, нести отпечаток блаженства, будто ты попадаешь в фантастический сад, наполненный цветами. Сейчас я, может быть, и улыбаюсь, но не замечаю, потому что в зеркало не смотрю.
Михаил Михайлович, кто такая красивая женщина?
Конечно же, Сара, пожалуйста, посмотрите на нее.
Отвечая ранее на вопрос «Что бы вы сказали при встрече со Всевышним?», Вы отшутились, что нужно еще заслужить эту встречу. Изменилось ли мнение с тех пор?
Я считаю, что человек и Бог разделены бесконечным, ритуальным пространством, и в тот же момент они близки, как никто. Если хочешь беседовать с Богом, беседуй сам с собой, ведь часть Бога находится в нас. Поэтому, когда понимаешь, что где-то неправедно поступил, стесняешься этого поступка, значит ты в каком-то смысле разговариваешь с Богом.
Михаил Михайлович, за какие услуги Вы расплачиваетесь своими работами?
За существование, за образование своей дочери, за квартиру, за свет, за газ, за краски.
А что касается каких-то странных историй — был один эпизод, надеюсь, для меня единственный. У
мер мой друг, художник Женя Есауленко, который долгие годы до самой смерти жил у нас в поместье. Денег не было, а нужно было его похоронить. Сара пошла в погребальную контору вместе с его сыном, который пожелал купить мраморный гроб с позолотой. В Америке сложная культура гробовщиков. Гробы могут стоить пятьдесят тысяч долларов, но есть и обычные, которые оцениваются несколькими тысячами долларов, которых у нас тогда не было. Сара выбрала простой, красивый, дубовый, резной гроб. Она попросила у хозяина, взять его в кредит.
Он согласился, но с условием, что его жена, коллекционер, придет к нам и выберет картину. Мы согласились. К нам пришла очень странная женщина. У нее было что-то средневековое на голове, не парик, а прическа, подкрашенная серебряной краской, похожей на ту, которой гробы подмазывают. Я думал, ей нужно что-нибудь веселое и стал предлагать ей карнавалы. Она все-таки работает в таком мрачном заведении. И вдруг она ткнула пальцем в любимую картинку покойного Жени Есауленко «Метафизическая игра в снежки» и сказала, что хотела бы получить ее. Для простого неискушенного зрителя совершенно непонятная вещь, на которой изображены какие-то странные фигуры. Я спросил, почему она ей нравится. Она ответила, что ее привлекают необычные картины, потому что они относятся к оккультному миру, а она сама состоит в организации мистиков, связанной с Россией, и часто бывает на этих съездах в Петербурге. Было такое странное состояние, когда она уходила, унося картину под мышкой
— никогда бы в жизни не подумал, что я пишу картины для того, чтобы обменивать на гробы.
В ТК «ЭКОПОЛИС premium» недавно прошло открытие первого бутика галереи «Шемякин дизайн», в рамках которого звучало Ваше приветствие. Возможно, есть вещи, которые Вы создаете и для себя?
Я иногда хожу в собственном дизайне. Сейчас на мне свитер, который по моему рисунку вязала Ольга Железкина, вдова моего покойного дяди Олега. В Америке грузинская компания по моему дизайну делала своеобразный костюм для вернисажей — галифе из кожи, куртка почти что с крыльями, с значком МШ. Это моя печать, мне ее вычертил отец-наместник Псково-Печерского монастыря, когда я был послушником.
Какой смысл зашифрован в гербе Вашего рода?
На гербе моего рода Карадан изображен скачущий всадник, в его руках — перекрещенные стрелы, поднятые вверх. Это означает мирное пребывание в данном времени, если стрелы опускаются вниз, это значит, что Кабарда находится в состоянии войны.
Михаил Михайлович, у Вас невероятный жизненный опыт, Вы прошли через множество испытаний. Что-то еще пугает в жизни?
Пугают такие слова как «достиг невероятного успеха». Вообще, я не добился никакого необыкновенного успеха.
Эти фразы немножко смешные. В России очень любят говорить «всемирно известный». Я вычеркиваю это из всех интервью, когда их проверяю. Поезжайте в Африку, куда-нибудь в Конго, и спросите, кто такой Шемякин.
Михаил Михайлович, Вы преуспели во многих сферах. Картины, скульптура, балет, театральные эксперименты, метафизические поиски, исследовательские проекты, написание книг. Хотели бы расширить этот список?
Да, действительно, у меня довольно широкий диапазон. Я швец, и жнец, и на дуде игрец. Так уж вышло в моей судьбе.
Я немного в обиде на моих родителей, потому что не владею в совершенстве музыкальной грамотой, языками как Сара. Она знает русский и английский. В наше время в Советском Союзе учить иностранный язык было бессмысленно и даже опасно. Но родители могли бы нанять учителя фортепиано, и я бы с великим удовольствием сидел вечерами и музицировал. Я неплохо импровизирую. Но мне бы хотелось
владеть музыкальной грамотой, исполнять для самого себя Шопена, Баха, Бетховена.
Если бы сегодня я начинал новую жизнь, то заставил бы родителей меня учить китайскому или японскому языкам. Это необычайно развивает память, зрительные нервы, образуют новые нейронные связи. Японская и китайская каллиграфия — высочайшее искусство. У них я учусь навыку каллиграфии. Но что изображение обозначает, конечно, для меня загадка. Я просто-напросто изучаю пластику, линии и удивительное совершенство владения кистью.
Когда родители сегодня отдают детей учиться китайскому или японскому, я только снимаю шляпу перед ними.
Михаил Михайлович, Вы невероятно органично смотритесь в исторических костюмах на Венецианском карнавале. В каком веке хотели бы жить?
Менять свою судьбу я ни в коем случае не хотел бы. Несмотря на все невзгоды, которые выпали мне, я благодарен судьбе. Не каждому достается такое счастье — познать изобразительное искусство, проникнуть в тайны литературы, философии.
Вернемся к вопросу, в каком времени я бы хотел жить. Наверное, ожидали, что скажу, что во времена камзолов? Но я прекрасно понимаю, что тогда нужно было бы заводить специальную палочку-ручку, чтобы чесаться, когда кусают блохи и вошки, вытряхивать их из парика.
Когда меня спрашивают о чем-то похожем, я всегда напоминаю о замечательном рассказе Ганса Христиана Андерсена «Галоши счастья». Один профессор сидел в кругу своих друзей-коллег, где они по-старчески брюзгливо проклинали свое время. После разговора он случайно одел галоши, которые стояли в прихожей, и вышел на улицу. Но галоши оказались волшебные, и он попал именно в ту эпоху, о которой мечтал. Он шел, спотыкаясь на плохой дороге, проваливаясь в лужи. Не было фонарей, он чертыхался в темноте, проклиная все на свете. Наконец, он подошел к дому, и галоши у него слетели. И вдруг он обнаружил, что опять зажглись фонари. Он благодарил Бога, что наступило нормальное время.
Когда люди думают о том, что родились не в то время, пусть прочитают эту сказку. И прежде чем что-то ругать, нужно присмотреться и проанализировать, а что же было в прошлом.
У Вас в замке живет огромное количество собак, кошек, даже есть чудесные ослики. Расскажите про своих животных.
Я с детских лет рос среди животных, привык к этому. Они создают много хлопот и одновременно много радости.
Умеют раздражать, потому что требуют к себе непрерывного внимания. Но в сложные минуты, когда бывает паршивое настроение, понимаю, что эти мохнатые существа — своеобразные ангелы, посланные нам.
Я уж не говорю о лошадях, их даже трудно отнести к животным. Когда ты смотришь в глаза коня, ты видишь совершенно потусторонний мир. Как будто заглядываешь через линзу в иное спиритуальное пространство. А собаки — разные породы, разные характеры. Одни — добродушные, другие — склочные, третьи — обжоры. Очень похожи на людей. Но гораздо приятнее — не отрицают своих пороков, они честные.
Михаил Михайлович, благодарим Вас за увлекательное интервью. Что пожелаете читателям?
Мне хочется сказать людям, которые любят мои работы и, наверное, любят искусство и тем, кто не посвящен, что в каждом человеке живет художник. Может быть, он даже не подозревает этого. Но на самом деле, это так.
Мне часто задают вопрос, что такое абстрактная скульптура. Причем иногда спрашивают с большим раздражением. Когда я показываю работы Генри Мурра или Арпа, они восклицают, ну что это такое вообще. Я отвечаю: «Так. Обождите. Стоп! Дело в том, что вы же сами любите абстрактную скульптуру! Например, вы бываете на море? Наверняка наблюдали, как бредет человек по берегу, а там — галька, омытая морем. И вдруг человек нагибается, что-то внимательно рассматривает и кладет к себе в карман».
Я встречал много людей, которые не имеют никакого отношения к искусству, а у них дома под стеклом, как в витрине, располагается целая коллекция этих удивительных камней, которые и являются абстрактной скульптурой. Человек даже не замечает, насколько влюбляется в эту необычную форму в виде капли, чуть-чуть изогнутую, и он уже не может эту гальку оставить на берегу моря, он ее подбирает, отряхивает, потом бережно кладет у себя на столе или в буфете.
Многие собирают раковины. Раковины — тоже абстрактные скульптуры. Это и есть принцип любования формой, которую пытается создать скульптор-абстракционист. То же самое с абстрактной живописью. Мы наблюдаем красивый закат, деревья розоватые, небо синенькое, голубое с каким-то желтым оттенком, и человек, который никакого отношения не имеет к живописи, стоит зачарованно и смотрит.
Поэтому в каждом из вас живет художник и любит искусство. А оно заключается в окружающем мире.
Приходите в музей, на выставки в Фонд Шемякина. И будете лучше понимать и любить меня. А любовь мне нужна. А я, как всегда, люблю всех, кто любит искусство. А его любят все, как я уже объяснил, поэтому приветствую и люблю всех вас, художников, моих коллег.
подпишитесь на нашу рассылку и
будьте в курсе актуальных скидок и акций