Санкт-Петербург,
Выборгское шоссе, дом 13
Ежедневно с 10:00 до 21:00
«Азбука Вкуса» - 24 часа
График работы комплекса:
1 этаж: с 10:00 до 22:00
2-3 этаж: с 11:00 до 21:00
Азбука Вкуса: 24 часа
SABAI SABAI: c 11:00 до 23:00
Twiggy: с 12:00 до 01:00
Prestige Fitness: пн-пт с 7:00 до 23:00,
вых. c 9:00 до 22:00
Ежедневно с 10:00 до 21:00
Азбука Вкуса: 24 часа.
полное расписание
РЕНАТА ШАКИРОВА — ПЕРВАЯ СОЛИСТКА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА — ОГЛУШИТЕЛЬНО ВОРВА-
ЛАСЬ В МИР БАЛЕТА И ЗА РЕКОРДНОЕ ВРЕМЯ ИСПОЛНИЛА МНОЖЕСТВО ВЕДУЩИХ ПАРТИЙ
РЕПЕРТУАРА. О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ СЕБЯ СВОИМИ РУКАМИ, БЫТЬ СОБОЙ И СИЯТЬ НА СЦЕНЕ,
ОСВЕЩАЯ ПУТЬ НОВЫМ ТАЛАНТАМ, БАЛЕРИНА ПОДЕЛИТСЯ С ЧИТАТЕЛЯМИ.
Рената, как получилось, что Вы оказались в Петербурге?
В Петербург меня «позвала» Академия. Я всегда любила танцевать, в четыре года мама отдала меня в ансамбль. Мы в тот момент переехали в Башкирию — в город Стерлитамак. Я обожала сцену, с ансамблем у меня связаны самые теплые детские воспоминания.
Мои педагоги посоветовали попробовать поступить в Академию балета имени Вагановой в Петербурге.
Было немного страшно связывать свою жизнь с балетом, ведь в нашем ансамбле был другой репертуар —
характерные и современные танцы. Я благодарна маме за решимость, за то, что дала мне возможность учиться в Петербурге. Когда я поступала, меня преду преждали, что нет никаких гарантий. Но я — овен, не люблю проигрывать, и мне очень хотелось доказать самой себе, что смогу. Несмотря на то, что изначально данные у меня были ниже среднего, помощь педагогов и их доверие помогли быстро развиться. Они внушали, что хорошие данные — не залог успеха в будущем, пробиваются те, кто много трудится.
Какую роль сыграли педагоги?
В Академии моим первым наставником была Галина Александровна Еникеева, ей самый низкий поклон.
Она смогла раскрыть мои способности. С первого класса я была задействована во всем репертуаре
Мариинского театра, уже во втором классе мне доверили танцевать маленькую Машу в «Щелкунчике»,
хотя тогда эту партию исполняли только девочки постарше. Мой второй педагог, у которого я выпуска-
лась — Татьяна Александровна Удаленкова. Благодаря потрясающей базе, которую она мне дала, я могу
больше внимания уделять актерскому мастерству и усложнять элементы в танце. Ранее я видела себя
только в бравурных партиях, а Татьяна Александровна впервые дала мне па-де-де из очень лирического
балета «Ручей». Я тогда удивлялась, думала, что это — не мое. А как оказалось, она обнаружила во мне
лирическую и драматическую балерину. Я перестала бояться исполнять разные по эмоциональности партии.
Есть ли такая роль, которая, как Вы думали, не по
дойдет — а теперь она Ваша?
Для меня неожиданным стал дебют в «Карменсюите». Хотя по темпераменту Кармен мне близка, я
всегда считала, что ее танцуют только высокие балерины. Еще — Никия в «Баядерке». С каждым высту-
плением я иначе отношусь к партии, глубже погружаюсь в образ.
Рената, чем запомнились ученические дни?
Мы жили в интернате, практически сутками напролет находились в Академии. Конечно, в какой-то момент
мы начинали скучать по родителям. В нашей комнате жили шесть девочек, и, если кто-то начинал плакать
от тоски по дому, в итоге это делали все вместе — так и сидели в обнимку, поддерживая друг друга. С
другой стороны, с раннего возраста мы знали, к чему стремимся. Уже с одиннадцати лет видели цель и
шли к ней. В каком-то плане это тяжелое детство, но сейчас я бы ничего не поменяла. Помню только хо-
рошее. Мы с малых лет учились самостоятельности и ответственности.
У Вас нестандартная судьба балерины — без привычной иерархии.
Мне повезло. Уже на предвыпуском курсе глава мариинской балетной труппы Юрий Валерьевич Фатеев пригласил меня в театр. Это была моя первая серьезная практика — выступать наравне с артистами не как студентка, а как профессионал. Я исполняла партии маленьких Лебедей, Амурчика из «Дон Кихота», трио из «Корсара» и даже партию Рубинов в балете «Драгоценности». Позже Юрий Валерьевич взял меня на гастроли в Лондон, что было очень престижно — я танцевала в «Аполлоне» Баланчина и в балете DSCH, это было первым знакомством с Ратманским. После этого у меня уже была работа в театре. Официально меня не могли пригласить как солистку, зачислили в кордебалет, но сразу стали доверять сольные партии — я танцевала в Трио одалисок, Трио теней, па-де-труа в «Лебедином озере». У меня был нестандартный путь.
А была разница между прошлым опытом и тем временем, когда Вы оказались в труппе?
Во время учебы у меня была возможность спокойно готовиться к партиям, меня не могли слишком часто
задействовать в спектаклях. В театре такой привилегии уже не было. Когда новенькие приходят в театр,
их ставят везде — важно присутствовать на всех репетициях и как можно быстрее изучить порядок, на-
брать репертуар. Первые сезоны считаются самыми сложными, потому что практически каждое выступле-
ние — премьера. Моим первым дебютным спектаклем стал «Щелкунчик», подготовиться к нему пришлось за
две недели. Следующей была партия Китри — самая желанная. Еще со времен, когда я была маленькой и
выступала за мальчишек в партиях поварят в «Дон Кихоте», Китри была моей мечтой.
Какие еще партии в Мариинском театре знаковые для Вас?
Джульетта. «Ромео и Джульетта» — драматический балет, где с помощью тела нужно передать все грани и
эмоции — от счастья и радости до горя и невероятной трагедии. Потрясающе чувствовать себя настоящей
актрисой. Еще мне нравится в одном балете и сполнять разные партии. Например, в «Каменном цветке» я танцую и Катерину и Хозяйку медной горы.
Все героини — разные грани одной балерины?
В этом вся я — люблю меняться. Помню свой первый ответственный дебют в Лондоне в партии Китри. После
спектакля зрители ждали у выхода, подходили, благодарили, просили автограф. Один из них спрашивает:
«А кого вы исполняли?» Я отвечаю: «Я была Китри». Он отвечает: «Да вы что, это были вы?» Мне очень многие
говорят, что во время спектакля я совершенно другая. Даже мама иногда не узнает меня на сцене.
Ваш танец — это всегда энергия, динамика. Как можете охарактеризовать Вашу особенную черту в ба-
лете?
Я бы сказала так — любовь к сцене. Когда я танцую, выражаю любовь к танцу, к зрителю. В последнее время я часто слышу в свой адрес, что во время представления я свечусь. Действительно, я настолько рада танцевать, что это помогает мне перевоплощаться. Само присутствие на сцене делает меня счастливой.
Какое ощущение, когда мечта сбывается?
Сначала думаешь, почему так быстро, я не успела вкусить всю радость и прелесть сбывшейся мечты! Не
веришь, сомневаешься – это правда? Ущипните меня. Когда свершается заветный момент, все настолько быстро происходит, что хочется замедлить время. Но когда сбывается одна мечта, можно ставить новую цель.
Проект «Большой балет», в котором вы участвовали с Кимином Кимом — совершенно другой формат, телевизионный.
Как удавалось совмещать съемки с работой в театре?
Это был очень насыщенный период. Еще до того, как прошли выпускные спектакли в Академии, Юрий Валерьевич рассказал мне об этом конкурсе, о том, что хочет, чтобы я с Кимином и Надя Батоева с Эрнестом
Латыповым участвовали в нем. В апреле закончились экзамены, а с мая в театре мы уже начинали учить порядок: семь новых для меня номеров. Нужно было доказать, что не зря мне дают такую возможность. Было
сложно. Сьемки каждый день и невероятный страх перед каждым выступлением. Там была не настоящая
сцена, а павильон, не было зрителей, только члены жюри, поэтому не покидало непривычное ощущение —
непонятно, для кого же мы выступаем. Безумно тяжелый график. Наш инструмент — тело, а здесь мы не
знали, как готовиться, как себя разогревать, чтобы оставались силы. Номера были в техническом плане
одни из сложнейших: «Талисман», «Диана и Актеон», «Сатанилла». Но это опыт благодаря которому в дальнейшем выход на сцену давался гораздо легче.
Как строится день балерины?
С утра обязательный урок — с одиннадцати до двенадцати часов, дальше все зависит от репертуара. В день
спектакля мы обычно не репетируем, особенно, если партия ведущая, потому что нужно накопить силы и не
выгореть эмоционально. Но если идут постановочные репетиции, то мы работаем с утра до ночи.
Какая у Вас сейчас профессиональная мечта?
В настоящее время я не ставлю себе целей станцевать ту или иную партию. Я человек, который любит трудности — чем сложнее ситуация, тем мне интереснее.
Вас называют второй Дианой Вишневой — как Вы к
этому относитесь?
Диана всегда была очень трудолюбивой, педагоги в Академии часто приводили ее в пример — у нее
тоже не было феноменальных данных, удивительно, насколько она сама сделала себя. Во время учебы
такой пример перед глазами мне помогал, сейчас же я с уважением отношусь к каждой балерине, и стара-
юсь брать лучшее и воплощать в себе, не забывая про свои особенности.
Какие чувства вызывает то, что зрители видят Вас следующей примой Мариинского театра?
Приятно слышать. Однако внимание на этом статусе я не акцентирую. Для меня важно выходить на сцену,
показывать себя. Как и награды, это скорее бонус — оценка проделанной работы.
Рената, верите ли Вы в судьбу?
Я очень счастливый и удачливый человек. В какой-то мере мы сами творим свою судьбу, наши поступки
очень сильно влияют на ее ход. Верю, все, что ни делается, все к лучшему. Все в наших руках.
Есть ли у вас подруги в театре?
В театре я много с кем общаюсь. А вот подруги… Например, мы познакомились во Владивостоке с девушкой по имени Дарья, она реабилитолог. Во время гастролей она стала мне другом, родной душой. Еще одна близкая подруга работала в театре, но сейчас живет в Европе. Все мои самые близкие друзья на расстоянии, но для меня их дружба ценна.
Про театр часто говорят, что вокруг много завистни-
ков…
Раньше я много слышала о том, что в театре никто никому не помогает. Помню, когда я еще студенткой
готовила Трио одалисок, со мной в раздевалке была девушка из труппы, которая танцевала ту же партию
в другой вечер. Грубо говоря, я отнимала ее хлеб — пока даже не работала в театре, а уже танцевала. Тогда в Академии нам выдавали только одну пару пуант на полгода, и мои были уже совсем старенькие. Она
подошла и предложила свои. В тот момент я поняла, что слухи оказались неверными, и самое важное —
всегда оставаться человеком. Как ты относишься к людям, так будут относиться и к тебе.
Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Мне нравится делать все своими руками. Люблю шить, скачиваю и покупаю выкройки, выбираю ткани. Это
монотонная работа, но, когда концентрируешься на чем-то другом, это помогает отвлечься. Невозможно
с утра и до вечера думать только о балете. Нужны моменты отдыха.
Как у Вас получается совмещать личную жизнь и работу?
Я — человек театра, но он не занимает все место в жизни: у меня есть и время для отдыха и личная жизнь. Замечательный пример — прима-балерина Мариинского театра Олеся Новикова, которая недавно родила четвертого ребенка. Практически все балерины в театре — счастливые мамы. После беременности, мне кажется,
они возвращаются с еще большим притоком сил.
Рената, мы занимаемся развитием Музыкального вокзала в Озерках, который был популярен в XIX
веке, продолжаем связь времен. Как Вы считаете, как балет может этому способствовать?
Русский балет сохраняет традиции, это наша любимая классика, и во всем мире мы занимаем лидирующую
позицию. Остальные театры гонятся за современной хореографией, а Мариинский остается главным в
классическом балете. Наше искусство переходит «из ног в ноги» сквозь поколения, связь с прошлым здесь
очевидна. Важно, что мы сохраняем свое искусство, даже в пандемию в кратчайшие сроки вернулись на
сцену. А это значит, что не только мы, артисты, стоим горой за классический балет — но и зрители.
За помощь в подготовке интервью благодарим Нину Начкебиа и Дарину Грибову.
подпишитесь на нашу рассылку и
будьте в курсе актуальных скидок и акций